13.04.2017 Из Сибири – в космос. Как новосибирские учёные помогали строить ракетыВ Новосибирской области нет космодрома. И космонавтов у нас не готовят. Тем не менее, вклад сибирской науки в развитие советской космонавтики неоценим. Корреспондент АиФ-Новосибирск узнал, какие разработки сибирских специалистов используются в космической промышленности. Например, в Институте автоматики и электрометрии СО РАН разрабатывали космические тренажёры. Искусственные метеориты Многие исследования в этой области рассекретили только сейчас. Например, мало кто знает, что в Институте автоматики и электрометрии СО РАН разрабатывали космические тренажёры. А в конструкторском бюро системного программирования в Новосибирске создавали программное обеспечение для систем противоракетной обороны, которое потом использовалось в посадке космического корабля "Буран". В Институте гидродинамики им. Лаврентьева делали искусственные метеориты, чтобы моделировать столкновение космического аппарата с небесными телами. Об этих исследованиях несколько лет назад рассказал Евгений ПАЛЬЧИКОВ, доктор технических наук, ведущий научный сотрудник Института гидродинамики. В конце 50-х годов прошлого века предсказать, что получится в результате столкновения космического корабля с метеоритом было невозможно. Космические тела движутся со скоростью порядка 60 км/с. И нужна была технология, способная на Земле разогнать предмет до такой скорости. Михаил Лаврентьев, основатель Сибирского отделения Российской академии наук, первым предложил использовать для этого кумулятивные устройства. Таким образом и был создан искусственный метеорит. Там же, в Институте гидродинамики, изобрели устройство для наземного испытания геометрии орбитальных самолетов. Макет любого самолёта или космического корабля необходимо испытать в специальной трубе, чтобы проверить, подходящая ли у него геометрия. Поскольку орбитальный самолёт входит в атмосферу с очень большой скоростью, существующие аэродинамические трубы не могли справиться с этой задачей. Учёные НИИ гидродинамики создали специальную аэродинамическую трубу "А-1", в которой можно было испытывать изделия в масштабе 1:10. После по этому проекту построили крупномасштабную установку. Никсон заблуждался? Любовь ПИСАРЕВА, сотрудник Музея города Новосибирска, поделилась интересными фактами из истории Академгородка. Вице-президент США Ричард Никсон, посетивший Новосибирск в 1959 году, назвал наш город "нищим в шляпе". Под "шляпой" он подразумевал Оперный театр. Хрущёв рассчитывал впечатлить заокеанского гостя Новосибирским Академгородком. Но Никсон нелестно отозвался о колыбели сибирской науки, вернувшись в Америку: мол, СССР бояться нечего - они свои научные разработки клепают "на коленках". В Академгородке действительно тогда было больше котлованов, чем возведенных зданий, лаборатории располагались в ангарах. Хрущёв очень обиделся и утроил финансирование строительства Академгородка. Но, как известно, чтобы в одном месте прибавить, нужно в другом убавить. Сэкономить решили на строительстве Новосибирской ГЭС. По проекту внешний фасад ГЭС должен был быть облицован плиткой. Но на плитку денег не хватило. Тело гидроэлектростанции по сей день остается устрашающей серой махиной. Двухполосная автодорога, проложенная сейчас по плотине, могла быть однополосной с реверсивным движением. Именно такую идею предложил один московский экономист, решая задачу, как сэкономить и выкроить деньги, чтобы ускорить развитие Академгородка. Страшно представить, какие пробки были бы там сейчас, если бы эту идею воплотили в жизнь. Изначально проектировщики планировали, кроме двухполосной автодороги, пустить по плотине и железнодорожную ветку. Когда финансирование урезали, от нее пришлось отказаться. Екатерина СОСНИНА Источники: Из Сибири - в космос. Как новосибирские ученые помогали строить ракеты – Аргументы и Факты (nsk.aif.ru), Новосибирск, 12 апреля 2017. Как новосибирские ученые помогали строить ракеты – Новости сибирской науки (sib-science.info), Новосибирск, 12 апреля 2017. Из Сибири - в космос. Как новосибирские ученые помогали строить ракеты – Новости@Rambler.ru, Москва, 12 апреля 2017.
|