09.01.2017

news2017-01-09-p1Топ-20 наиболее интересных разработок сибирских учёных в 2016 году

Конец декабря – время подведения итогов, в том числе и научных. На протяжении всего уходящего года на портале «Новости сибирской науки» можно было ознакомиться с инновациями и последними достижениями ученых. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию топ новостей – наиболее значимых и интересных научных открытий 2016 года.

Микровзрывы в организме помогут победить рак

Исследователи из Института ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН работают над созданием ускорительного источника нейтронов для бор-нейтронозахватной терапии — нового метода борьбы со злокачественными опухолями, в том числе и теми, которые на сегодняшний день считаются неизлечимыми.

Для чего ученые красят пшеницу?

Ученые Федерального исследовательского центра "Институт цитологии и генетики СО РАН" (ИЦиГ СО РАН) ищут новые пути повышения устойчивости ведущих злаковых культур к неблагоприятным условиям, а также работают над повышением питательных свойств зерна пшеницы.

Новосибирские химики очищают водоёмы с помощью растений

Учёные Новосибирского государственного университета занимаются исследованием растений, способных накапливать в своих тканях тяжёлые металлы, чтобы применять их для очистки водоёмов и почв от ядовитых веществ, которые попадают в окружающую среду с отходами промышленных предприятий.

Ученые предлагают использовать опавшие листья для создания биотоплива

Научная работа по переработке опавших листьев в биотопливо ведется на базе лаборатории НГАСУ (Сибстрин), а также на оборудовании Института химии твердого тела и механохимии (ИХТТМ) СО РАН. Ежегодно перед администрацией города встает проблема уборки улиц от опавшей листвы в осенний период…

Ученые ИНГГ СО РАН разработали прибор для зондирования почвы

Лаборатория электромагнитных полей Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН занимается созданием аппаратуры радиально-частотного зондирования. Ученые разрабатывают как сам прибор: конструкцию, механику, так и софт для сбора и интерпретации информации.

Татьяна Толстикова: "В СО РАН есть все предпосылки, чтобы решить проблему импортозамещения лекарств"

Доктор биологических наук, профессор Татьяна Генриховна Толстикова возглавляет лабораторию Новосибирского института органической химии им. Н.Н. Ворожцова (НИОХ) СО РАН - уникальную для России структуру.

Для чего нужны ультрахолодные атомы?

Физика ультрахолодных атомов — бурно развивающаяся во всем мире область науки, в которой Россия, к сожалению, пока отстает. Но новосибирские ученые пытаются исправить положение: в Институте автоматики и электрометрии СО РАН более десяти лет работает экспериментальный комплекс для изучения свойств атомов, охлажденных до сверхнизких температур, а также возможностей их применения.

Разработка сибирских ученых позволит создать новый вид теплообменных устройств

Сотрудники Института теплофизики им. С.С. Кутателадзе СО РАН получили покрытия, которые позволят реализовать теплообменные устройства с эффективным отводом тепла. Способ можно применять в микроэлектронике, робототехнике, энергетике, космосе, авиации и многих других областях.

Биолюминесцентный зонд для определения вирусов

Ученые из Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН совместно с коллегами из Института биофизики СО РАН (г. Красноярск) создали биосенсор, способный распознавать клещевой энцефалит.

Новая разработка сибирских ученых спасет от энцефалита

В Лимнологическом институте СО РАН (Иркутск) и Институте эпидемиологии и микробиологии (Владивосток) разрабатываются средства против клещевого энцефалита. Одни из них позволят превращать патогенный штамм в безопасный, а вторые — не дадут вирусу проникнуть в организм (и, возможно, будут использоваться в виде пластыря).

Наноструктурные агенты - для новой противораковой терапии

Международная группа исследователей из России, Словении, Германии, США и Израиля во главе с учеными из Института физики прочности и материаловедения (ИФМП) СО РАН и Томского политехнического университета (ТПУ) уже несколько лет успешно работает в области применения нанотехнологий для подавления роста раковых клеток.

Сенсационноеоткрытие ученых ИАЭТ СО РАН перевернуло представление о происхождении человека

Археологи из Новосибирска сделали сенсационное открытие, которое может перевернуть представления о жизни наших предков. На территории Вьетнама нашли самую древнюю в мире фабрику – ей более 800 тысяч лет.

Сибирские и немецкие биофизики научились замещать живые ткани

Ученые из Томска и Красноярска совместно с коллегами из Германии открыли способ замещать поврежденные ткани и органы человека биополимером - продуктом метаболизма растений. Об этом сообщила профессор Института биофизики СО РАН Татьяна Воловая.

Ученые поставят детонацию на службу человеку

Детонация - один из главных кошмаров любого автовладельца. Она заявляет о себе характерным хлопком в двигателе, заявляет совершенно непредсказуемо, угрожая неприятностями вплоть до разрушени​я конструкции.

Красноярские ученые придумали, как выделять белки с помощью микросфер из угольной золы

Ученые Института химии и химической технологии СО РАН и Института биофизики СО РАН на основе магнитных микросфер, полученных из летучих зол угля, создали эффективные многоразовые сорбенты для выделения биологических молекул.

Ученые получили нанокерамику, которая не расширяется при нагревании

Группа исследователей Томского государственного университета (ТГУ) совместно с коллегами из Института физики прочности и материаловедения СО РАН разработала технологию получения нанокерамики с коэффициентом теплового расширения, близким к нулю.

Солнечный телескоп модернизируют, благодаря разработке ученых из ИАиЭ СО РАН

Летом нынешнего года Большой солнечный вакуумный телескоп в Листвянке будет оснащен адаптивной оптикой. Это оборудование позволит получать более четкие изображения Солнца. Зачем это нужно, рассказал директор Байкальской астрофизической обсерватории Александр Боровик.

Препарат на основе ботокса поможет в лечении аритмии

Новосибирские медики и химики разрабатывают препарат на основе модифицированного ботулотоксина (ботокса), который значительно снизит риск развития фибрилляции предсердий во время операции на открытом сердце и в период восстановления, сообщается в пресс-релизе Новосибирского научно-исследовательского института патологии кровообращения.

Сибирские ученые рассчитывают получить патент на аналоги нуклеиновых кислот

Ученые из новосибирского Института химической биологии и фундаментальной медицины (ИХБФМ) Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН) надеются, что в 2016 году смогут запатентовать лекарства нового поколения - фактически аналоги нуклеиновых кислот РНК и ДНК.

Расшифровка генома поможет сохранить популяцию африканского гепарда

Группа российских учёных, в состав которой вошли сотрудники лаборатории цитогенетики животных Института молекулярной и клеточной биологии СО РАН, впервые в мире собрала геном африканского гепарда и опубликовала статью в Genome Biology.

Топ-20 наиболее интересных разработок сибирских ученых в 2016 году – Новости сибирской науки (sib-science.info), 29 декабря 2016.